Назад | Далее Оглавление Каталог библиотеки |
Прочитано: | 8% |
Посредством центров люди взаимодействуют друг с другом - неважно, глубоко или поверхностно. Мы взаимодействуем друг с другом не посредством речи, которая представляет собой одну многочисленных форм активности горлового центра, а именно целостно, "всем телом". Женщины чувствуют это, но это могут научиться осознавать и мужчины.
Характер нашей индивидуальности и, соответственно, нашего взаимодействия со средой, обусловлен характером функционирования нашей системы центров. Другими словами, индивидуальные характеристики представляющей нас системы центров определяют специализацию нашей жизненной активности, наше _фактическое_ место в мире.
Степень активности тех или иных центров и структура их иерархической взаимоподчиненности у каждого человека различны - хотя здесь, конечно, можно выделить различные _типы_. Как правило, для людей характерна неравновесность в работе центров, вследствие чего большинству из нас может быть присвоен определенный числовой индекс, отражающий порядок соподчиненности наших центров преобладающей активности (счет центров начинается снизу). Например, - 25, 136 или 7435. Человек, у которого резко доминирует какой-нибудь один центр, является своего рода инвалидом.
В большинстве своем люди движутся по жизни как бы на "автопилоте центров", самостоятельно реагирующих на среду и воздействующих на нее. Люди не могут пользоваться центрами сознательно, поскольку центры у них "закрыты" - они не _видят_ деятельности своих центров, растворены в ней. "Раскрыв" центры и _увидев_ их со стороны, т.е. разотождествившись с их действительностью, человек оказывается способным использовать свои центры в качестве ОСОБОГО КАНАЛА СОЗНАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ - как внешней, так и внутренней.
С информационной точки зрения, например, центры можно рассматривать как входно-выходное устройство "человеческого биокомпьютера". Воздействуя тем или иным способом на тот или иной центр, внешняя среда вызывает его специфическую реакцию, специфическое целостное ОЩУЩЕНИЕ, несущее в себе в снятом виде все возможности информации об этом взаимодействии, весь багаж соответствующего опыта, осознанно, и главным образом, неосознанно обретенного к настоящему моменту человеком. Чем больше "разработан" центр, тем более "тонкую" информацию можно получить с его помощью. Опыт Йоги показывает, что сознание нашего мозга - только одна из возможных форм сознания, которые, согласно природе их функций, локализованы или сконцентрированы в различных областях тела, собирающих, преобразующих и распределяющих текущие через них силы... "Многомерное" сознание, давaemое практикой тантрической Садханы /"Садхана" - "Путь достижения" _Триединство_ образа жизни, видения мира и специальныных йогических методов, в основе которого лежит установка на расширение сознания/, можно сравнить со стереоскопическим изображением или стереофонической музыкой, дающим более адекватное отражение оригинала" [19].
Через центры можно получать информацию и о ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ организма, а так же воздействовать на нее. Йогины известны своей способностью управлять практически всеми своими психическими и физиологическими функциями.
Воздействие же центров на ВНЕШНЮЮ СРЕДУ легче всего просматривается в случае взаимодействия между центрами различных людей, т.е. в так назывaemой "бытовой магии" межличностных отношений. Например, не задействовав тот или иной центр, вы никогда не сможете получить от людей то, чего вам в общем-то не должны - это прекрасно чувствует и слесарь ЖЭКа, "снимающий дань" со своего участка, и плейбой, выбирающий на улице подходящих ему женщин: и тот и другой чувствуют, что для достижения требуемого результата им необходимо войти в определенное СОСТОЯНИЕ.
Более редкие формы воздействия центров _непосредственно_ на внешнюю среду традиционно относятся к области "более высокой" магии и колдовства и могут составить предмет парапсихологического исследования. Так назывaemые "психические феномены" также соотносятся с различными центрами.
Итак, описав вкратце общую картину функционирования системы Чакр, мы можем попытаться выяснить природу структур, осуществляющих эту функцию, - рассмотреть вопрос о "физических коррелятах" этих связанных с нашим телом фактов психического опыта.
Что такое Чакры? Структурный анализ
"По всей вероятности, Чакры - это нейрогормональные структурно-функциональные объединения. Функциональные центры йогины представляли в виде Чакр, обозначая их разными рисунками, символами и этого было вполне достаточно для понимания различных жизненных функций и умения управлять ими." [26].
Хотя цитируемая попытка определения "физических коррелятов" Чакр относится к одним из последних, она по существу мало чем отличается от предыдущих. До сих пор поиски таких коррелятов велись лишь по внешнему признаку: _расположения_ Чакр в физическом теле пытались сравнивать с его анатомическим _строением_ /см.например, [55]/. Действительно, при этом были обнаружены некоторые соответствия. Сделали вывод: система Чакр отражает примитивные познания древних об анатомии нервной системы, где бедность знаний компенсируется богатством воображения.
Однако сравнивать имеет смысл лишь действительно однородные явления. Чакры же являются в первую очередь областями тела, в которых испытываются определенные ощущения. Чакры - это место, в кот. должно нечто ПЕРЕЖИВАТЬСЯ, а не место, в кот. предполагается наличие какого-то _органа_. Чакры составляют предмет специфической _психологии_, а не специфической _анатомии; поиски же их "физических коррелятов" - это, по существу, поиск механизмов "физиологического обеспечения психических функций". /цит. по [27,6]/. Следовательно, для начала нужно определить, о каких психических функциях идет речь.
Ранее говорилось, что реакция центров на среду выражается в "особом целостном ощущении", локализованном в той или иной части тела. Это "особое ощущение" может быть довольно легко определено таким более строгим понятием как "психофизиологическое состояние".
Психофизиологическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, реакция не отдельной системы или органа, а именно всей личности в целом, неразрывное единство трех уровней реагирования, "трех составляющих": 1. психической (переживания), 2. физиологической (семантика и вегетатика) и 3. поведенческой. В частности, представляя собой фон, на котором развивается психическая и практическая деятельность человека, состояния оказывают самое непосредственное влияние на протекание этой деятельности - в том числе познавательной, эмоционально-оценочной и волевой. Когда человек (произвольно или под давлением извне) входит в то или иное состояние, эффективность его деятельности может повышаться или понижаться в зависимости от того, пребывает ли она в согласии с данным состоянием [28,330-334].
В качестве примера типичных психофизиологических состояний можно привести состояние страха или полового возбуждения. Эти два состояния связаны с двумя нижними центрами. Однако, деятельность указанных центров вовсе не исчерпывается столь очевидными и однозначными состояниями. Наоборот, в повседневном опыте активность Чакр проявляется в форме очень тонких и сложных состояний, которые, даже будучи осознаны, практически невыразимы вербально.
Для состояний такого рода характерна четко выраженная пространственная локализация "физиологической составляющей". При этом создается субъективное впечатление, что "психическая составляющая" непосредственно обусловлена какими-то процессами, протекающими в той или иной части тела.
Как уже указывалось, "психическая составляющая" рассматривaemых психофизиологических состояний представляет собой "целостное _ощущение_, несущее в себе в снятом виде всю возможную информацию о данном воздействии". Именно в виду того, что форма ощущения не отличена от закрепленного в ней познавательного содержания, последнее, как правило, субъективно не переживается и не осознается. [12,104-107]
Другими словами, мы имеем здесь дело с состояниями, несущими скрытую информацию о внешней и внутренней среде, с потенциальным _интуитивным "знанием"_, возникающем в результате взаимодействия чувственного и логического в познании [30,125].
По продолжительности различают три типа таких состояний: перманентные (хронические), текущие (длительные), оперативные (мимолетные). Первые несут информацию о индивидуальных характеристиках, присущих нашей внутренней среде обитания, и, как правило, нами не замечаются. Вторые несут информацию об устойчивом отклонении от стереотипа внешней и внутренней среды и наиболее заметны. Третьи отражают процесс непрерывных изменений во внешней и внутренней среде и, опять же, осознанием не фиксируются.
Итак, поиски "физических коррелятов" Чакр не могут быть ничем иным, кроме как поисками "физиологических составляющих" целостных психофизических состояний. Поэтому вопрос об этих коррелятах следует ставить следующим образом: деятельность каких анатомических структур ответственна за возникновение в нашем сознании ощущений, связывaemых с функциями Чакр?
Не говоря уже об отождествлении, Чакры могут быть даже соотнесены с какими-либо конкретными анатомическими образованиями. Они соотносятся именно с целыми областями человеческого тела, представленными соответствующими отделами спинного мозга, вегетативными нервными сплетениями, железами внутренней секреции, нервами, артериями, органами, мышцами и участками кожи. Бессмысленно спорить, с чем соотносится горловой центр - с глоточным сплетением или сонной артерией и каротидным синусом, щитовидной железой или местами присоединения спинного мозга к продолговатому, с гортанью или чем-либо еще.
Физиология не знает Чакр и не может знать их, поскольку Чакры как таковые не существуют вне переживания. Чакры - это не идеальные "экстракты" тела, но результат взаимодействия между внешней и внутренней средой организма как психофизиологической целостности. Учитывая же тот факт, что любая целостная деятельность организма осуществляется только при избирательной интеграции многих частных механизмов, мы можем утверждать, что физическим коррелятом СИСТЕМЫ ЧАКР является ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО, а не какие-то отдельные органы или системы органов.
Т.о. к Чакрам неприложимы понятия жесткой локализации. С различными Чакрами соотносятся различные "сегменты" тела (макушка, межбровье, горло, грудь, верхняя и нижняя части живота, анус) и, соответственно, все анатомические органы и физиологические функции, связанные с этими "сегментами". Следует полагать, что переживания, порождaemые деятельностью тех или иных Чакр, обусловлены всей интеррецепторной зоной 4, представленной в том или ином "сегменте".
Отсутствием четкой анатомической привязки объясняются и многочисленные расхождения в вопросе о четкой пространственной локализации Чакр. Расположена ли Анахата в правой части груди или по центру, на уровне ли мечевидного отростка грудины или ниже его? Находится ли Манипура на уровне пупка /?/ или ниже? Где расположена Свадхистана (Свадхиштана), а где Муладхара? Мужчинам особенно трудно разобраться с этим вопросом, поскольку нижние два центра у них перекрывают друг друга.
По всей вероятности, точная пространственная локализация Чакр обусловлена индивидуальными особенностями каждого конкретного организма. Можно предположить, что она зависит от источника доминирующих сигналов в данном "сегменте" тела.
Но каким образом сигналы, несущие информацию о различных физиологических процессах, могут отражаться на "психической составляющей" целостных физиологических состояний, связанных с функцией Чакр? Каким образом рабочие характеристики наших внутренних органов могут отражаться на характере нашей практической деятельности? Для того, чтобы построить теоретическую модель механизма проникновения интероцепторной сигнализации на уровень сознания и подсознания, нам необходимо будет прежде всего разработать принципы сознательного восприятия как такового.
Неспецифическая активирующая система /НАС/ 5
Вне зависимости от того, спим мы или бодрствуем, в кору нашего мозга непрерывно поступает поток импульсов, несущих информацию о внешней и внутренней среде организма. Лишь малая часть этой информации поднимается на уровень сознания, осознается нами. Находясь в бодрствующем состоянии, мы реагируем на некоторые раздражители, воздействующие на наши органы чувств, но в большинстве своем они вызывают не больший эффект, чем тогда, когда мы спим [40,324]: разряды нейронов, несущих информацию о внешнем мире, как бы "повисают в воздухе", не имея возможности вступить во взаимный контакт. Деятельность одного нейрона еще не создает психических функций, для этого необходимо взаимодействие многих нейронных полей [24,73]. За счет чего "сплавляются" разрозненные импульсы?
Для того, чтобы разряд единичного нейрона, "квант информации", обрел какую-то значимость в рамках более широкого "информационного поля", вслед за первичным импульсом, поступившим в кору головного мозга по так назывaemым специфичным сенсорным путям, несущим _конкретную информацию о среде_, в кору должен поступить и ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ его вторичный импульс, идущий по путям так назывaemой неспецифической активирующей системы (НАС), деятельность которой отражает актуальные в данный момент _потребности человека_ как целостной психофизиологической единицы.
Отдельный импульс может войти в контакт с другим импульсом, т.е. быть _воспринятым_, лишь в том случае, если он включает обе компоненты - первичную ("информационную") и вторичную ("энергетическую"). _Осознаются_ же лишь те информационные ансамбли "специфических" импульсов, которые получают
дополнительную генерализованную энергетическую
("неспецифическую") поддержку со стороны лежащей в основе НАС мозговой структуры, назывaemой ретикулярной формацией.
Интроспективно явление такой избирательной _энергетической поддержки информационных процессов_ знакомо каждому по феномену ВНИМАНИЯ. Например, когда все внимание направлено на восприятие информации, поступающей через зрительный рецептор, частично перестают снабжаться энергией сигналы, поступающие в мозг от других рецепторов, т.е. человек может ничего не слышать и не чувствовать; и наоборот, когда он весь "превращается в слух", он может ничего не видеть. Когда человек над чем-то усиленно думает, он "не замечает" ничего вокруг себя: энергия частично отводится с нерабочих участков для усиления рабочих.
Т.о. внимание к ограниченному числу стимулов неизбежно сопровождается исключением громадного количества информации из области _сознательного_ восприятия. То, какие раздражители получат преимущественную поддержку от НАС и будут осознаны, зависит от _общей программы жизнедеятельности_, осуществляемой человеком, как целостным психофизиологическим организмом, от его "потребностей". Поскольку же наиболее общей "программой" является приспособление организма к окружающей среде, наиболее полной и постоянной поддержкой НАС пользуются сигналы, поступающие от наших органов чувств, процессы наших жизненно-значимых реакций на среду, а так же интеллектуальные процессы переработки информации о внешнем мире, процессы моделирования различных ситуаций и т.д.
Функция НАС, частично нам знакомая по явлению внимания, в основе своей автоматизирована, непроизвольна. Говорится, что она "спит" /см.Приложение 3/. Произвольный же, сознательный контроль над этим процессом доступен лишь в минимальной степени. Произвольное внимание, к которому каждый человек прибегает в процессе _научения_ чему-либо, представляет собой лишь временно необходимую фазу _программирования_ функциональных систем, лежащим за порогом сознания, - в том числе и систем, обеспечивающих процесс непроизвольного внимания. Для того, чтобы, скажем, научиться играть на рояле или печатать на машинке вслепую, вначале нужно прилагать большие сознательные усилия. Однако, эти усилия, эти _сознательно закладывaemые программы, дают соответствующий результат, лишь проникнув на бессознательный уровень_, и действуя оттуда. Мы не сможем выполнить достаточно сложное произведение, размышляя, по какой клавише должен ударить в следующий момент каждый из наших десяти пальцев.
Различные йогические и оккультные методики развития внимания являются ничем иным как попытками овладеть сознательным контролем над функцией НАС во всей ее "творящей миры" полноте. /см. Приложение 3) - способностью выводить на уровень сознания те процессы в коре мозга, которые обычно не осознаются. Начиная с _произвольного_ выведения ранее не осознавaemых процессов на уровень сознания во время упражнений, в конце концов приходят к тому, что данный уровень сознательного восприятия становится _непроизвольным_, естественным; происходит расширение сферы сознательности.
Попробуем теперь для основания этих теоретических посылок смоделировать физиологические механизмы некоторых психических явлений, связанных с Чакрами, а именно: 1. механизмы, благодаря которым характеристики нашей системы Чакр определяют характер нашей личности и 2. механизмы визуализаций ("астральных миров"), вызывaemых сосредоточением на Чакрах.
"Противопоставление организма и личности свидетельствует о живучести дуалистической традиции... Отношение организма и личности есть отношение _взаимопроникновения_, ибо эти понятия выражают не два слоя реальности, а два аспекта одной и той же реальности". [59,60]
Далее... | Назад Оглавление Каталог библиотеки |