Назад | Далее Оглавление Каталог библиотеки |
Прочитано: | 16% |
Достигнув вершины, нужно было думать о новых поисках, об открытии новых музыкальных горизонтов, чтобы избежать склероза и повторяемости. В то время, как Yes и Genesis продолжали развивать свою песню и менее рискованные музыкальные аспекты (их уделом была оторваннсть от молодежи, которая обречена стать "потерянной"), другие пускались в неизвестность, чтобы создать новые фантастические творческие формы.
Группа Van Der Graaf Generatior была наиболее обещающим ансамблем этого поколения. Они были единственными, кто пошел вместе с King Crimson по пути новаторской одержимости, но распались в 1972 году, выпустив, как завещание, свой универсальный шедевр Pawn Hearts. В 1975 году они решили возобновить совместную работу и были реформированы все теми же членами: Бэнтоном, Джексоном, Эвансом, вместе со своим "головой", мыслящим Питером Хэммилом, певцом с завывающим голосом. И "Генератор кошмаров" вернулся с монументальным произведением Godbluff, альбомом черным и кровавым, прозвучавшим новым открытием группы, которая смогла передать нам свой внутренний ужас и экстатическое ощущение вращения планет. Но тогда как в 1971 году Pawn Hearts завоевалсебе видное положение произведения, стоящего особняком от главного пути развития, чарующе отстраненным и пугающим одновременно, Godbluff объявился как диск, полностью отвечающий своему времени, как один из тех альбомов, которые почти точно совпали с его духом. Нужно сказать, что Питер Хэммил, обогащенный опытом сольной работы, многое прибавил в манере и потенциях, что сделало игру ансамбля более действенной. Взъерошенная лирика, которая безумием своих идей, делала произведение группы очень отличным от творений их коллег. Godbluff был записан в темных возвышенных красках космического зла, которое помалу подтачивает нас, этой разновидности сплина, гангрены духа, которая является истинным бичом нашего времени. Диск жестокий, горестный и очень лиричный в своем самовыражении. Ультранасилие, достойное "Заводного апельсина". Именно эту тему разрабатывает Van Der Graaf, напугав любителей музыки своими альбомами адского отчаянья,устрашились продолжения и снова погрузились в молчание на которое обрекли себя сами. Тем не менее, Godbluff, без сомнения, является настолько же характеристичным произведением конца 70-х годов, как и творения Devo. И таким же исключительным.
Рядом с этим возрождением духа, другие пытались изменить уровень привычных муузыкальных форм. Среди них наиболее выделяется фигура Брайена Иноу, который в альбоме Before And After Science достиг полноты музыкального языка, значительно отличающегося, как от роковых, так и от песенных стандартов, вместе со своими статичными видениями и омертвевшим речитативом. Насыщенный музыкальными красками, возвышенный стиль Иноу, решительно обновивший перспективы работы современного музыкального композитора и совершенно вписавшийся в современные концепции, добивается почти физического ощущения у слушателя. Before And After Science обозначил поворот к возрождению творческого начала в английской музыке в лице Фриппа и Иноу, приблизивших ее к более европейским традициям, утрачивая чисто британские признаки, которые придавали то специфический "шарм" первым творениям прогрессивной английской музыки - но это не противоречит общей тенденции развития прогрессивного рока, исходя из факта, что развитие протекает главным образом по форме, а не по содержанию. В этой области обновление может протекать так же эффективно, как и в чистом роке.
Вместе с произведением Иноу Before And After Science, другой диск обозначил в 1978 году настоящее обновление прогрессивного английского рока: первый альбом группы UK. Эта супергруппа собрала в своем составе музыкантов с опытом работы в крупнейших союзах прогрессивного рока: Crimson, Yes, Genesis. Именно она начала осуществлять синтез уже указанных элементов с более модернистскими, а именно: кое-что из "головного" джаз-рока, унаследованное от великих Return To Forever и сближаясь, например, с Brand_X и электронной континентальной музыкой с современной технологией. Новый грандиозный творческий сплав, представленный этим альбомом, обладает смелостью и сложностью, но не менее существенными достоинствами явлются его красота и многоцветность. Наверное, этот бескомпромиссный модернизм в какой то мере шокировал публику, поскольку музыканты, обладая качествами более чем выразительными, не стеснялись демонстрировать, заслуженный ими по праву, статус супергруппы, несмотря на то, что позже Брафорд ушел из группы. Включая Иноу и UK, английский прогрессивный рок сохранил за собой ведущие позиции в общем музыкальном прогрессе. А ведь живет он всего десять лет...
Procol Harum
Gary Brooker вокал, фортепиано Mick Grabham гитара Pete Solley клавишные Chris Copping бас Barrie Wilson ударные
Брукер, Коппинг и Уилсон, вместе с гитаристом Робином Трауэром были сначала членами группы The Paramaunts в Сотенде, Англия, которая выпустила серию неудачных синглов на фирме Parlophone между 1963-65 годами. Один из них был версией классической ритм-н-блюзовой композиции Poison Ivy ансамбля Coasters. Однако Procol Harum была составлена дишь тогда, когда клавишник и певец Гари Брукер, старый поклонник музыки И.-С. Баха, взял дело в свои руки, и пригласил поэта Кита Рейда написать тексты к его новому, более оригинальному материалу. После нескольких встреч и обсуждений Брукер и Рейд пришли к созданию музыки, сочетающей в себе особенности современного рок-н-ролла, ритм-н-блюза и, в то же время, находящейся под сильным влиянием классической музыки, особенно, музыки барокко.
После объявлений в английской музыкальной прессе, они собрали свой первый состав, который, кроме Брукера, включал в себя ударника Бобби Харрисона, гитариста Рэя Ройера, органиста Мэтью Фишера и басиста Дэвида Найтса. Именно в таком составе Procol Harum выпускает свою первую гипнотическую композицию A Whinter Shade Of Pale в мае 1967 года. К общему удивлению, сингл оказался чрезвычайно успешным, и в несколько недель он проскочил к первой позиции в списках, опередив записи всех прочих музыкальных жанров, которые продавались в те дни. В США он тал пятым. За полтора месяца после издания было продано 2.5 миллиона экземпляров, а общий тираж составил 5 миллионов.
Но хотя музыкальная индустрия и признала их новым, необычайно успешным феноменом ("ансамблем одной песни"), разногласия внутри группы привели к кризису. Уходят из ансамбля Ройер и Харрисон, причем последний оказался обиженным тем, что при записи сингла ему предпочли сессионного ударника. Некоторое время в прессе муссируются слухи, что Harum распадется. Во всяком случае, казалось совершенно очевидным, что группа оказалась не готовой к столь массовому успеху.
Но в это время менеджер, продюссер и записывающие фирмы начали за коллектив настоящее сражение. Группа перегруппировалась с приходом бывших членов Paramaunt Уилсона и гитариста Робина Трауэра и записала в конце того же года альбом [1], который быстро стал популярным за границей, но из-за договорных соображений был издан в Англии только через полтора года. В это время группа выступает достаточно редко.
Вскоре они выпустили следующий сингл, Homburg, который, в целом, был расширенной переработкой A Whinter Shade Of Pale - он попал в десятку лучших в списках. Затем последовалидва великолепных альбома [2] и [3], которые многими критиками рассматривались позже как их наиболее существенные достижения. Ведущему композитору группы Гари Брукеру (род. 29.05.45) удалось "впервые соединить энергию и настроение американского ритм-н-блюза с угасающими в роскоши звуковыми измерениями европейских романтических традиций" (Rolling Stone) в сочиненных им сгущенных, с трагической ноткой, мелодиях, как, например, в упомянутой Homburg. Рейд писал причудливые, сюрреалестические тексты, наполненные ассоциациями и игрой слов, в которых часто варьировались темы смерти, секса и насилия. За себя говорят и названия песен: "Бледнее тени белой", "Дьявол приходит из Канзаса", "Мечта мертвецов", "Молоко человеческой доброты".
Хотя продажа всех последующих дисков, после [1], была достаточно умеренной и не превышала 100,000 экземпляров, даже коммерчески ориентированная пресса превозносила их классические секвенции, которые характеризовали музыку ансамбля: "Мрачной элегичностью и феерической инструментовкой своей морской фантазии A Salty Dog, великолепно представленной на сцене, музыканты заставляют вспомнить глубину Джозефа Конрада Прозы и олимпийское волшебство концертной работы Ричарда Роджерса Victory At Sea".
Они были особенно успешны в США, где их первые гастроли в 1969 году были встречены с откровенным восторгом. Однако вскоре группа вновь вступила в период разногласий и разочарований. В середине этого года из группы ушел Мэтью Фишер, ставший соло-артистом и продюссером. За ним, чуть позже, последовал Цэвид Найтс. Их место занял еще один бывший член Paramaunts Крис Коппинг, и, как квартет, ансамбль выпустил неоднородный диск [4] и довольно посредственный [5].
А затем ансамбль покинул Робин Трауэр, чье разочарование становилось все более очевидным после каждого нового альбома. Он сформировал группу Jude, а позже, собственную команду Robin Trower Band (см. сборник "Британский блюз и ритм-н-блюз").
И снова группа вынуждена обращаться к объявлениям в музыкальной прессе, в результате чего, в ансамбле появляются новички: гитарист Дэйв Болл, из коллектива Big Berta, и басист Алэн Гартрайт, из группы Брайена Дэвисона Every Which Way.
В ноябре 1971 года они отправились в Канаду для совместного выступления с Эдмонтским симфоническим оркестром. Организация выступления встретила значительные трудности и не получила практически никакого резонанса, но явившийся результатом этого концерта "живой" диск [6] оказался поворотной точкой, вновь представив ансамбль, к удивлению публики, творческой силой.
Во всяком случае, этот альбом достиг такого критического успеха и признания публики на североамериканском континенте, что группа отложила планировавшиеся сессии по записи нового альбома, и предприняла чрезвычайно успешное американское турне. Со временем, они возвращаются в студию, для записи диска [7]. К этому времени из ансамбля ушел Болл, а на лидер-гитаре стал играть бывший член группы Cookies Мик Грэбхэм. Состав оказался достаточно стабильным, а этот альбом - наиболее удовлетворительной студийной работой ансамбля за это время. Цурнал Rolling Stone писал: "Погружением в себя Procol Harum находит выход из тупика вылощенности и самопородии, в который она угодила".
Однако, хотя группа не жаловалась на недостаток популярности, дома, в Англии, она так и не смогла добиться статуса, равного американскому. Не смотря на повторное издание сингла A Whinter Shade Of Pale, который вновь попал в 1972 году в десятку лучших, а так же хитовый успех композиции Pandora's Box осенью 1975 года. В 1976 году их еще отличали качества, которые ранее принесли им признание - грамотная лирика Рейда, исключительная фортепианная работа Брукера, и очень важным для студийного и концертного звука стала игра невероятно мощного ударника Би Джи Уилсона. Но в целом, после девяти альбомов, было очевидным, что Harum все больше скатывается в тень своей былой славы. Альбом [10] чуть задержал путь к творческому упадку. Более квалифицированно, чем на предыдущем диске, была выполнена записьи лучшими композициями на альбоме оказались Year Of The Claw (единственная, чья музыка была написана не Брукером, а гитаристом Грэбхэмом) и прелестная пьеса The Worm And The Tree, занимающая всю вторую сторону пластинки. Однако, когда в 1977 году, в поисках сольного успеха группу покинул Мик Грэбхэм, ансамбль не смог найти ему замену, и распался в 1978 году.
Дискография Procol Harum
1. Procol Harum .................. Regal Zonophone 1967 2. Shine On Brightly ............................. 1968 3. A Salty Dog ................................... 1969 4. Home .......................................... 1970 5. Broke Barricades .................... Chrysalis 1971 6. In Concert With The Edmonton Symphone Orchestra 1972 7. Grand Hotel ................................... 1973 8. Exotic Birds And Fruits ....................... 1974 9. Procol Ninth .................................. 1975 Rock Roots (сборник) ......................... 1976 10. Something Magic .............................. 1977 Сольные записи Мика Грэбхэма g1. Mick The Lad .............................. UA 1972 Сольные записи Мэтью Фишера f1. Journey's End ............................ RCA 1973 f2. I'll Be There ................................ 1974 Сольные записи Гэри Брукера b1. No More Fear Of Flying ....................... 1979 b2. Lead Me On The Water ................. Mercury 1982 Soft Machine
Этот ансамбль, рекордсмен по текучести состава, как и многие его английские авангардные современники, ведет свое происхождение от группы Wild Flowers, составленной из учеников школы Саймона Лангстона в Кентерберри. В начале 60-х годов в ней играли, кроме прочих, Майк Ратледж, Хью Хоппер, Роберт Уайетт (урожденный Эллидж) и Дэвид Сэнклер.
Приятели собирались в доме у матери Уайетта, сценариста радиопередач, и играли в основном джаз, пока в 1962 году Роберт не вышел из компании и поступил в Кентерберрийский колледж исскуств, где, впрочем, он учился очень недолго, и вскоре без денег, автостопом, отправился путешевствовать по Европе. В Париже он встретился с 21-летним австралийским битником Дэвидом Олленом, который обладал впечатлающими талантами авангардного композитора и музыканта. Позже к тандему присоединился басист Хью Хоппер, которы йнемедленно увлекся экспериментированием в духе "звуковой петли", внедренной в музыку, тогда еще неизвестным широкой публике, Терри Райли (см. сборник "Джаз-рок).
В это время, в Кентерберри, официально сформировалась группа Wild Flowers, основу которой составили Хоппер, Уайетт, Кевин Эйрс и четыре будущих члена-основателя группы Caravan.
Когда к ним присединился приехавший из франции Оллен, группа стала отдавать предпочтение смеси рока и свободных импровизаций.
Разделавшись со своими занятиями в Оксфордском университете, в Кентерберри вернулся клавишник Майк Ратледж - его приезд явился чем-то вроде катализатора. Хью Хоппер соединил свои усилия с Пaem Хастингсом и Ричардом Кохлэном в новой версии Wild Flowers, позже ставшей группой Caravan, в то времякак Ратледж, Уайетт (ударные), Эйрс (бас, вокал) и Оллен перебрали массу названий, пока не остановились на Soft Machine, из романа Уильяма Берджеса.
риехав в Лондон весной 1967 года, выступили в клубе UFO с доступной лишь "посвященной" публике смесью рока, фри-джаза и эффектов авангардисткой электронной музыки. Эксцентричный Ким Фаули, с западно- американского побережья, оказался продюссером их первого сингла Feelin' Reelin' Squeelin' /Love Makes Sweet Music, причем в записывающей сессии на ритм-гитаре играл Джими Хендрикс, чей дебютный сингл Hey Joe записывался тогда же, в той же студии.
Сингл в середине 1967 года прошел почти незамеченным, и группа отправилась во Францию. В Сен-Тропезе они приняли участие в Хэппенинге "тотального участия" Алэна Цайона, по пьесе Пикассо Desire Attrappe Par La Queue. Этот эксперимент был разогнан местной жандармерией, что помешало быстрому росту популярности группы во Франции.
К несчастью, во время возвращения, в Англию Въезд Оллену был запрещен. Он отправился в Париж, где основал группу Gong.
Далее... | Назад Оглавление Каталог библиотеки |